Эксперименты над пассажирами. Чего ждать?

В МУП «ИПТ» собираются сделать пассажиров участниками эксперимента, или, если хотите, квеста «Дождись троллейбуса вне часа пик».

Всё чаще стала до нас доходить неофициальная (пока) информация о планах руководства МУП «ИПТ» по изменению графиков движения троллейбусов. Казалось бы, простой рабочий момент. Но если посмотреть подробнее, то готовятся кардинальные изменения в худшую сторону.
Сейчас плановый выпуск троллейбусов – 96 машин в будни, 84 в выходные. Это значит, что 84 машины работают в ежедневном режиме, т.е. у водителей и кондукторов график 2/2. Смены по 10 – 12 часов. На одной машине работают 2 водителя. Каждый из них трудится по 2 дня, потом 2 выходных. Графики могут быть совершенно разные: от выезда в 5 ч до заезда в 23 ч и даже в час ночи. Есть разрывные графики, предусматривающие днём отстой в депо (например, на линии с 6 до 11 и с 16 до 21 ч).
12 машин работают только по будням, т.е. в режиме 5/2. Продолжитель-ность смены – порядка 8 часов (40-часовая рабочая неделя). Графики либо короткие дневные (например, с 7 до 15 часов), либо разрывные пиковые (например, с 7 до 11 и с 15 до 19). На одной машине работает один водитель.

Есть планы в порядке эксперимента с 1 декабря на 1, 3 и 4 маршрутах сделать все графики только в режиме 5/2, причём основную часть – разрывными. Чем это грозит?
1) Нормальная работа троллейбуса будет обеспечена только в часы пик. В другое время ждать его будет бессмысленно. Почти все троллейбусы днём будут стоять в депо, а не перевозить пассажиров.
2) В выходные, т.е. в субботу и воскресенье, у всех водителей будет выходной. Ах, да, водители могут по своему желанию выйти в выходной поработать. Могут, но не обязаны! Захотел – вышел, а не захотел – нет троллейбуса. Сейчас у водителей в режиме 2/2 график скользящий, поэтому в выходные троллейбус тоже работает.
Интересно, а кто-то вообще подумал о том, как будет обеспечена в таком случае работа троллейбусов на этих маршрутах в новогодние праздники?
3) Зарплата водителей небольшая, и многие выходят на работу и в свой выходной (в/д), тем самым зарабатывая больше. При режиме 2/2 возможностей для «калыма» больше, чем при графике 5/2. С понедельника по пятницу водитель работает свои смены, а выходных всего два. К тому же никуда не делось негласное указанием руководства ИПТ записывать по выходным не более 10 водителей в/д на все маршруты.
4) Не все водители и кондуктора в разрыв уходят домой. Если живут далеко, то много времени уйдёт на дорогу: не успеешь прийти, а уже надо отправляться обратно. А комната отдыха довольно маленькая. А те, кто живёт близко, вынуждены будут ехать домой на маршрутке либо идти пешком: их коллеги – водители троллейбуса, которые могли бы работать на линии, тоже будут рядом с ними в депо. А между прочим, в объявлениях о приёме на работу в ИПТ всегда указывается возможность бесплатного проезда сотрудников предприятия в троллейбусе.

Первые два пункта будут для пассажира веской причиной искать другие возможности перемещения по городу. Руководству МУП «ИПТ» нелишне вспомнить, что не все работают с 8 до 17 часов, и людям нужно ездить не только на работу, но и на учёбу, в больницу, за покупками и т.д. Планируемая переделка графиков – это сдача позиций муниципального транспорта, видимо, в пользу маршруток.
Последние два пункта – это повод для водителя и кондуктора сказать МУП «ИПТ» «до свидания».
Только на 1, 3 и 4 маршрутах есть по одному выходу с 5 утра. Немного, но эти 3 троллейбуса каждый день стабильно выезжают на линию в 5 часов. Зная расписание, в ранний час можно уехать. Кстати, с ночного московского поезда забирает пассажиров этот ранний рейс 1-го маршрута в 5:25, с ранней «Ласточки» – в 5:45 рейс «тройки», и с этим же рейсом можно приехать к «Ласточке», отправляющейся в 6:12 в Москву. С этими первыми рейсами 3 и 4 маршрутов можно рано попасть на автовокзал.
Судьба этих ранних графиков также под вопросом. По указанию директора в кассе каждый день подсчитывают, сколько выручки привёз каждый ранний график каждым кругом. В 5 – 6 часов утра пассажиров немного, но не настолько немного, чтобы сказать, что их вообще нет. Господин Фёдоров не забыл случаем, для чего работает его предприятие и из каких средств финансируется?
По имеющейся у нас информации, то, что хотят сделать с 1,3 и 4 маршрутами, – это эксперимент, предложенный инженером по расписанию МУП «ИПТ» (хорошо бы узнать, какие конкретно указания были даны непосредственным руководителем). Такие же планы есть и в отношении остальных маршрутов. Это говорит либо о непродуманности такого шага, либо, наоборот, о системной диверсии против муниципального транспорта, причём внутри предприятия. Раньше это называлось вредительством, и за это привлекали к ответственности. И вообще сколько можно ставить эксперименты над живыми людьми – пассажирами муниципального транспорта и сотрудниками ИПТ? Причём эксперименты, высосанные из пальца, научно не обоснованные , с помощью математических моделей не просчитанные.
Отучить пассажиров от троллейбуса недолго, а вот завоевать вновь их рас-положение будет намного труднее. В течение нескольких месяцев (летом и в начале осени) на ряде маршрутов (1, 5, 10) очень плохо закрывались поздние графики. После 20 часов троллейбуса вообще могло не быть на линии. Сейчас ситуация стала несколько лучше. Вечерние графики закрываются чаще, но пассажиров на поздних рейсах очень мало. Это не значит, что им перестал требоваться транспорт. Это значит, что, несколько раз не дождавшись троллейбуса, пассажиры перестали ждать его в принципе. То же самое произойдёт и в течение всего дня, если работа троллейбуса будет урезана во все часы, кроме пиковых.
4 маршрут хорошо везёт народ в течение всего дня именно благодаря стабильной работе: с 7 до 19 часов интервал не превышает 10 – 15 минут, если нет сбоев и незакрытых графиков. До ноября 2016 года обеды были с отстоем машин на кольце в Отрадном, и в расписании были заложены неожиданные для пассажира «дыры» по 25 минут. С 1 ноября 2016 г. обеды сделали с подменой, и 4-ка сразу повезла больше. МУП «ИПТ» не нужна выручка? МУП «ИПТ» нужны только такие маршруты, про которые уже все забыли, как они ходят? Спасибо, среди таких хватит одной 9-ки, которую из самого пассажиронапряжённого превратили в маршрут-призрак.
С одной стороны, администрация города поддерживает муниципальный транспорт: в 2019 году было закуплено 6 новых троллейбусов, в 2018 переданы б/у машины из Москвы (далеки от идеала, но всё же лучше гнилья, которое под забором стоит и не способно ездить ни в каком виде). Введена транспортная карта с удобным билетным меню, реализована безналичная оплата проезда с помощью смартфона. И пассажиры ждут следующего шага, самого главного – увеличения регулярности движения троллейбусов, но никак не обратного. Если троллейбус будет изредка показываться на улицах города только в часы пик, то все эти нововведения станут совершенно бесполезны. Если руководство города заинтересовано в развитии муниципального транспорта и в рациональном расходовании средств городского бюджета, то оно не вправе допустить такого развития ситуации. Если описанный выше сценарий реализуется, и во всё остальное время, кроме часов пик, троллейбус будет скорее исключением, чем правилом, то истинные планы и намерения окажутся совсем не те, что заявляются.

Уважаемые ивановцы! Описанное здесь – это один из возможных вариантов развития событий. В наших общих силах сделать, чтобы реальным стал не этот вариант, а более благоприятный. Но для этого нужно писать жалобы и требовать не сокращать работу троллейбуса, а наоборот, по возможности наращивать.
Администрация города Иванова: https://ivgoradm.ru/menu/elpriem.htm
МУП «ИПТ»: http://ipt37.ru/ereception

P/S: на минувшей неделе я поведал о проблеме главе города, мэр обещал разобраться, а мы в свою очередь посмотрим  на реальные приоритеты областного центра относительно троллейбуса и будем следить за развитием ситуации.

текст: Батурин Владимир

print