Голоса троллейбуса

Руководство ИПТ периодически сетует, что им приходится (вместо основной работы) заниматься писаниной и отвечать на обращения граждан по второстепенным вопросам. И это вместо того, что бы решить проблему и больше к ней не возвращаться.

Речь о речевых информаторах, которые к сожалению есть далеко не в каждом троллейбусе, а там где и есть могут быть неисправными или машина с другого маршрута и соответственно там записаны иные файлы.

Когда комитетом по транспорту руководил М.А. Дрюпин к нему на приём однажды пришёл один из электронщиков МУП ИПТ и предложил дорабатывать старые речевые говорилки (в которых только микрофон и кнопка включения и выключения). Парень сообразил дополнить устройство MP3 плеером и записать на носитель аудио файлы, идея Михаилу Арсеньевичу тогда понравилась, после чего в троллейбусном парке стали модернизировать информаторы. Электронщик покупал необходимые детали и со временем большая часть троллейбусов оказалась с подобными информаторами.

Аудио файлы изначально записывались простейшей говорилкой, набивается текст и компьютерный голос воспроизводит написанное название остановок. Однажды в 2016 году ко мне обратился электронщик и попросил поискать диктора. Я задумку доработал и вместо двух компьютерных голосов  (мужской объявлял остановки в одном направлении, женский в противоположном) сделал 11, определённый голос для каждого маршрута. Вы даже можете их прослушать у нас на сайте в соответствующем разделе ГОЛОСА ТРОЛЛЕЙБУСА .

Я обратился к профессионалам и попросил Ивановских теле и радио ведущих принять участие в социальном проекте и записать своим голосом один из маршрутов. Люди тогда откликнулись без лишних вопросов и  бесплатно помогли нашему проекту, за что отдельное спасибо и слова благодарности.

Кто-то записывал у себя на студиях, где-то приходилось искать возможность уже мне и находить студию для бесплатной записи и мне шли на встречу люди (за что также спасибо), шестой маршрут записали на моей бывшей работе (сейчас этой студии физически уже не существует). Далее я файлы самостоятельно резал на кусочки и монтировал, а это сотни часов работы.

Процесс перезаписи был не простым. Ибо когда я пришёл к заместителю директора МУП ИПТ, то к данному вопросу тогда отнеслись не столь серьёзно и мне было сказано мол сейчас парень в отпуске (тот кто занимается с информаторами), ты пришли нам образцы и может быть мы подумаем и посмотрим…

Ждать особо не хотелось, да и я уже тогда был знаком с некоторыми водителями и потихоньку я стал перезаписывать и голоса в троллейбусе зазвучали иначе. Однако за моё ослушание наказали водителей. Руководство муп ИПТ без доказательств вменило троим водителям нарушение должностной инструкции. Якобы во время движения посторонний заходил в кабину, только никаких доказательств этого представлено не было и шоферов наказали (каждого на тысячу рублей). И доводы, что я перезаписывал информатор в салоне троллейбуса не заходя в кабину не принимались.

После чего в интернете был объявлен сбор средств (мы тогда собрали около 2000 — 2500руб) и я двоим водителям через некоторое время вернул суммы на которую их наказали (хотя, до последнего думали и надеялись, что штрафы данные отменят). Кстати в конце 2018 мне однажды довелось работать с водителем, которого также наказали за информатор и я вернул ему тысячу рублей и тем самым с моей стороны долг был закрыт. А директору Фёдорову все эти взыскания с водителей рано или поздно возвратятся и я искренне надеюсь, что однажды он потеряет в разы больше.

В 2017 году даже пришлось подключать областного уполномоченного по правам человека Ковалёву Наталью Львовну и встречаться уже совместно с руководством МУП ИПТ , после чего я передал все записи и силами сотрудников предприятия информаторы стали перезаписывать. Правда, не все маршруты были записаны, например 5, 6,7 по каким-то причинам обошли стороной. Также к исходным файлам была добавлена реклама о приёме на работу слесарей, водителей и кондукторов. Довелось мне однажды поработать в таком троллейбусе, где голосом секретаря неоднократно за рейс приглашают устроиться на предприятие. У нас по городу хватает рекламных матюгальников от которых никуда не денешься в ожидании транспорта, а тут в троллейбусе людям по ушам ездят этой рекламой. Если у вас будут нормальные зарплаты, то и без этой навязчивой рекламы придут люди трудится.

Работая на линии кондуктором, также замечал нюансы, которые ранее упустил из виду. На одном из маршрутов в отдельных файлах была разная громкость и я это исправил. По непонятным причинам на 8 маршруте плеера проглатывали букву «О» в слове ОСТОРОЖНО двери закрываются… я как только не пробовал и паузу добавлял в начале — не помогло, затем перезаписал данный кусок, но уже с другой интонацией во всех 56 файлах и таки получилось с 8 января на одной из машин 8 маршрута теперь файлы звучат как положено.

Также относительно недавно на одной из машин на шестом маршруте остановки теперь объявляются не компьютерным голосом, а начиткой нашего диктора и Яша звучит круто!

Порой закреплённая машина с какого-то конкретного маршрута работает на другом маршруте и соответственно вы не слышите привычных голосов или когда на линии резервная машина у которой вообще нет постоянного маршрута и соответственно информатора. Данную проблему могли бы решить современные модели, которые стоят порядка 17 000 руб за одну шт. Или модернизировать существующие своими силами.

Приоткрою тайну, на одном из маршрутов даже на резервной машине вы услышите информатор и озвучку :)) . Один из водителей сначала для таких целей собрал вот такой девайс

А затем стал собирать более продвинутую модель и вот, что из этого получилось.

Данный информатор обошёлся по цене в 600 рублей.

 

Текст: Батурин Владимир

print