Наглядный пример того, как постепенно обанкротили маршрут

С декабря минувшего года на 9-й троллейбусный маршрут ежедневно выпускается только одна машина. С февраля закрывается только ранний график, из-за чего 9-ка теперь работает весьма недолго: первый рейс от ж/д вокзала ежедневно выполняется в 6:29, последний рейс по маршруту по будням — в 17:21, а по выходным — в 14:51 (!).

Пассажиропоток 9-ки неуклонно падает. Если в 2017-м году ещё встречались пассажиры, которые ждали троллейбус на Шереметевском пр. и добирались на нём до Рабочего посёлка, то сейчас их количество стремится к нулю. После установки аншлага с расписанием на остановке «Энергоуниверситет» в 2016-м году на ней наконец-то вновь появились пассажиры. Однако теперь она снова пустует, и в выходные и праздничные дни за всю дорогу от энергоуниверситета до ж/д вокзала могут проехать всего 1-2 человека.

На примере ситуации с 9-кой вообще хоть методичку пиши «Как развалить маршрут». Было несколько шагов.
1. С 1 июля 2012 г. 9 пустили по Почтовой-Багаева-Красной Армии. В графике добавили 5 минут. Вроде бы немного — ехать на 5 минут дольше, но, во-первых, это увеличение времени оборотного рейса на 10%, а во-вторых, такой зигзагообразный маршрут отталкивает пассажиров чисто психологически.
2. 1 августа 2012 г. закрыли 2-е депо. С сентября начались проблемы с выпуском. Перестали на постоянной основе закрываться 2 утренних 8-часовых графика 5/2, да и вечером вместо 2-х часто 1 машина оставалась.
3. С 4 октября 2012 г. не стало подмены на обед. Появились укороченные рейсы до пл. Победы.
4. С 1 марта 2013 г. закрыт 52 муниципальный автобус. Вместе с 9-кой они ходили приемлемо, но по отдельности — уже хуже. Кстати, тогда стали на 9-ке стабильно закрывать все 7 графиков, правда, иногда снимая машины с 5 или 4 маршрутов.
5. С 23 июня 2014 г. фактический выпуск урезается до 3-х машин. Графики не перерабатывали — просто ежедневно закрывали 3 из 7: 1 — двусменка из 2, 2 — 12-часовые из 3-х, графики 5/2 вообще не закрывали. Причём в каждый отдельно взятый день закрывали 2 любых 12-часовых графика. В каком порядке менялись закрываемые графики, было непонятно вообще. Какая-либо закономерность отсутствовала напрочь. В результате эти 3 машины могли пройти друг за другом минут через 8, а потом ничего не было 40 минут. Отобедали — всё поменялось, и стало, к примеру, 8-16-30 минут. Завтра всё совершенно по-другому.
6. С 1 декабря 2014 г. плановый выпуск сокращён до 3 машин 12-часовых, т.е. двусменки не осталось. Утром максимум 2 машины на линии, третья — только после 12 ч. Но все 3 графика железно закрывались, так что в смысле предсказуемости стало получше.
7. С сентября 2015 г. начались проблемы с выпуском из-за нехватки водителей. Но всё-таки старались закрывать все графики.
8. С середины февраля 2016 г. 2-й график целенаправленно перестали закрывать. Утром только 1 машина. В 9:09 она встаёт на обед, и в течение часа на линии никого.
9. С декабря 2017 г. выпускается только 1 машина, причём до конца января закрывался то утренний график, то вечерний. Пассажиру, который не знает очерёдность выхода машин на маршрут и сменный график работы конкретных водителей, предугадать наличие или отсутствие троллейбуса на линии (не говоря уже о стабильной работе) невозможно.
10. С февраля 2018 г. закрывается только утренний график. После 18 ч в будни и после 15 ч в выходные 9-ку можно не ждать.

Причина нынешнего состояния маршрута — наплевательское отношение руководства «ИПТ» к нему в течение долгих лет, начиная с изменения трассы и появления лишней петли через пл. Победы в 2012-м году, заканчивая ежегодным снижением выпуска на маршрут.
В 2014-м на маршруте работали 3 машины,

в 2016-м — 2,

в 2018-м — уже 1.

К 2020 не останется ни одной?

К ситуации «у разбитого корыта» привели конкретные действия по его усиленному разбиванию. Вместо того, чтобы наладить, стабилизировать работу маршрута, сохраняя хотя бы выпуск в 3 машины, руководство МУП «ИПТ» целенаправленно продолжает отпугивать пассажиров. При выпуске в 3 машины маршрут ходил редко, но стабильно. Был смысл его ждать, особенно если знать расписание. Теперь же 9-й маршрут из

общественного транспорта превращён в аттракцион — в троллейбус ради троллейбуса, то есть только для того, чтобы маршрут числился работающим.

Отсутствие пассажиропотока на маршруте означает не отсутствие пассажиров как таковых, а отсутствие транспорта на маршруте. Пассажиры массово никуда не исчезли. В сложившейся (вернее, искусственно созданной) ситуации они вынуждены были искать иные способы передвижения. Те, кто пользуется муниципальным транспортом, едут на Рабочий посёлок на троллейбусах 5 и 10 маршрутов. Значительная часть пассажиров ушла к частным перевозчикам, в первую очередь на «сотку». Несколько месяцев назад на Рабочий посёлок стали ходить 45 и 46 маршруты.

Самым желанным вариантом для восстановления хорошей работы 9 маршрута было бы наращивание выпуска до прежних 7 или даже 8 машин с двухсменным графиком и с подменой на обед, а также с прямым следованием от пл. Пушкина к пл. Революции без заезда на пл. Победы. Понятно, что сейчас на такой большой выпуск негде взять ни водителей, ни кондукторов. Но можно поддерживать работу маршрута в каком-то минимальном объёме, при котором ещё имеет смысл регулярно им пользоваться и ждать его. Для этого нужно сравнительно немного — 2-3 машины и 4-6 бригад водителей и кондукторов. Сейчас, кстати, новые водители завершают обучение.

print