Тарифное меню на троллейбус и предложение от граждан

Отрадно, что  с 19 мая у Ивановского троллейбуса появится новое тарифное меню. Известно, что стоимость безлимитного абонемента на месяц составит 1080 рублей. Также появится опция «Пересадка», позволяющая пересесть на другой троллейбус в течение 30 минут; при этом цена такой поездки составит 17 рублей.

 Но будут ли полезны данные нововведения рядовому пассажиру? 
Сейчас проездной реализуется обычным гражданам по цене для организаций — 1645 рублей. Очевидно, что по такой цене его покупают немногие, т.к. он он окупает себя только при совершении 90 поездок. Однако и  1080 рублей — это слишком высокая цена .
На данный момент больше половины троллейбусных маршрутов даже в часы «пик» работают с интервалом более 10 минут, глонасс троллейбуса увы работает с переменным успехом, поэтому                                                     у пассажира нет мотивации ждать электротранспорт , т.к. гораздо проще дождаться автобус, следующий в том же направлении. Таким образом, покупка проездного по данной цене большого смысла не имеет — он не позволит пассажирам ни сэкономить свои средства, ни сократить своё время в пути. Следовательно, стоимость проездного необходимо делать более доступной.

Если бы у нас как в Коврове из под проводов убрали частные маршруты, однако этого не случилось. Автобусные маршруты предлагают пассажирам в разы больше беспересадочных траекторий. Альтернатива частных перевозчиков, к сожалению гораздо доступнее для граждан, чем муниципальная. Однако только троллейбус начинает свою работу ежедневно в 5 утра и заезжает в депо после часу ночи.

Мы проанализировали количество возможностей, которые будут у пассажиров с появлением «пересадки» на троллейбусе и получили 69 виртуальных маршрутов при помощи только одной пересадки, что сопоставимо с количеством частных маршрутов. Однако цена в 1080 рублей порадует скорее тех, кто и так покупал проездной по запредельной цене в 1645 руб, а таковых граждан были единицы.

Разовая пересадка в течении 30 минут скорее приятный бонус  для постоянных пассажиров  и этот бонус к сожалению будет доступен увы не для всех и не всегда.

В мае на отдельных маршрутах изменилось расписание и часть табличек нам придётся снять (что бы не вводить в заблуждение граждан, а на изготовление новых у нас нет средств), город к сожалению нам в этом вопросе ни разу за 2 года так и не помог. Но даже если предположить, что к примеру на 5 маршруте (ул. Смирнова) будет актуальное расписание и пассажиры подойдут ко времени и доедут от Олимпии до ул. Смирнова или пл. Победы и далее делают пересадку, то в 30 минут уложится получится. Однако в обратном направлении есть риск, что 30 минут не хватит ибо на пересадочных узлах в попутных направлениях к жд и автовокзалу идут несколько маршрутов и ожидание на остановке будет небольшим, а вот в рамках 5 го маршрута интервал можно было бы и сократить. Но к сожалению предприятие МУП ИПТ испытывает кадровый голод и нуждается в обновлении подвижного состава. В итоге получасовая пересадка будет полезна небольшому числу пассажиров, при этом её цена на рубль ниже от тарифа (получается троллейбус, будет терять свои доходы).

ПРЕДЛАГАЕМ

 Добавить  опции  60 минут за 18 рублей   90 минут за 19 руб . Что сделает пересадку гораздо доступнее особенно там, где ожидать троллейбус приходится дольше. (1,3,7,8,9,10,11 маршруты). Тарифное меню должно быть более гибким и привлекать как можно больше пассажиров. Что бы транспортная карта появилась не для галочки, а для удобства пассажиров и увеличения дохода предприятия.

Потребитель транспортной услуги НЕ ДОЛЖЕН КАЖДЫЙ РАЗ НЕРВНИЧАТЬ и переживать удастся ли ему уложиться в эти 30 минут или нет. Если в течении получаса у пассажира не получится пересесть на другой маршрут, какой тогда смысл в этой пересадке?

Для справки: 07.05.2018 на 8 утра вместо положенных 87 машин на линию выехал 71 троллейбус.

 Добавить    безлимитную опцию рабочего дня  (действует с 1 по 31 число каждого месяца только по будням).

«БЕЗЛИМИТ НА МЕСЯЦ»   Заменить  «БЕЗЛИМИТом НА 30 СУТОК» (разница в том, что безлимит на месяц это сроки действия с 1 по 31 число, а 30 дневный абонемент не имеет привязки к конкретному месяцу и его можно активировать в любой момент не дожидаясь первого числа, что гораздо удобнее).

Любопытная закономерность прослеживается, если обратить внимание на ряд городов в таблице, где протяжённость контактной сети меньше, а кол-во машин на линии больше или такое же. Например, в Калуге, как и у нас 11 маршрутов при этом протяжённость линий на 28 км меньше, а троллейбусов на маршрутах 105 ед. Иными словами к остановкам рогатые подъезжают чаще, а проездной на месяц стоит 700 рублей, что гораздо доступнее для пассажира. Более того 700 руб в Калуге это не только троллейбус, пассажир также может пользоваться этим абонементом и в муниципальном автобусе. Ранее в Калуге проездной Автобус + Троллейбус стоил 800 рублей, они его понизили до 700 руб и увеличили выручку.

Опыт ряда других городов говорит о том, что снижение стоимости проездных билетов увеличит спрос на них. Так, в 2011 г. в г. Коломне Московской области при стоимости разовой поездки 23 р. месячный проездной на трамвай стоил около 700 р., и примерно 50 – 60% пассажиров трамвая пользовались проездными. Также во многих городах проездной для граждан стоит существенно дешевле, чем аналогичный билет для организаций. В Иванове же проездной для частных лиц фактически отсутствует как самостоятельная категория.

Целесообразно было бы первоначально установить стоимость проездного билета для частных лиц БЕЗЛИМИТ НА 30 СУТОК  на уровне 700 руб (в первые четыре месяца для привлечения пассажиров), а с 1 октября поднять до  850  рублей.

БЕЗЛИМИТ РАБОЧЕГО ДНЯ  на уровне  550 руб (в первые четыре месяца для привлечения пассажиров), а с 1 октября поднять до  700 рублей.

Для организаций стоимость проездного билета можно оставить на прежнем уровне 1645 р.
Может возникнуть иллюзия, что если поставить цену именно такой, то все кинутся кататься на троллейбусах и накатывать поездки. Но это абсурдная идея. Если у человека есть путь «дом – работа – дом», то у него нет времени на такие приключения. Максимум, что он изменит, – свой маршрут так, что у него появится внутренняя пересадка. Но внутренняя пересадка не нагружает ГЭТ дополнительно, а РАЗГРУЖАЕТ его, так как человек будет оптимизировать свою поездку так, чтобы провести МЕНЬШЕ времени в пути. Никто не будет стараться кататься в троллейбусе больше.
Далее, затраты на тягу составляют в себестоимости поездки на троллейбусе примерно 20%. Наличие пассажира в салоне непосредственно влияет именно на затраты на тягу (оно не влияет на ФОТ, не влияет на капремонт и пр).
Так вот, привлекая новых пассажиров в салон, мы увеличиваем наполняемость подвижного состава и затраты на тягу, но при этом во много раз больше увеличиваем выручку (идёт сравнение роста затрат и роста выручки) за счёт проданных проездных билетов. Это единственный реальный способ сделать троллейбус привлекательным для большинства пассажиров, удобным для ежедневных поездок. Троллейбусы от увеличения наполнения не будут терять средств, а будут приобретать пассажиров. При этом важно понимать, что пассажир с проездным билетом – это постоянный клиент, который дождётся троллейбуса, так как уже предоплатил услугу по перевозке.
Кроме того, выручку с проездных билетов не могут украсть кондукторы, то есть перевод пассажиров на такую форму выгоден для борьбы с воровством.
И наконец, средства за проездные поступают как предоплата за ещё не выполненную транспортную работу, что позволяет предприятию лучше планировать свою будущую экономическую деятельность.

Необходимо повсеместно объявить о введении доступных проездных билетов: разместить объявления в самих троллейбусах, на остановках, в СМИ, оформить соответствующей наружной рекламой несколько троллейбусов.

 

И самое главное: Цена должна соответствовать качеству услуги. Я вспоминаю историю с билетами на Ивановскую Ласточку – первые два месяца билеты продаются за 460 руб. И состав последней модификации (не ржавые вагоны), расписание выполняется. И результат превзошёл все ожидания – наполняемость ласточки 98%.

Почему бы и нам не сделать историю с проездным на троллейбус таким же событием?

ЧЕМ Я МОГУ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН?

  • Новое расписание появится на сайте уже в Июне.
  • Ориентировочно к 15 июля планируем запустить сервис интерактивной схемы на сайте, где можно будет подобрать оптимальную точку для пересадки
  • Считаю важным на ключевых пересадочных остановках установить схему троллейбусных маршрутов (макет в электронном виде у нас имеется)
  • Сайт хорошо, но ключевые остановки также должны иметь понятное расписание Ивановского троллейбуса в часах и минутах (пассажир должен знать, когда он сможет уехать)
  • ЯРКИЕ ТРАФАРЕТЫ в самих троллейбусах. Многие пассажиры даже не знают куда именно следует тот или иной троллейбус. А трафареты и маршрутные указатели (серые фанерки) существуют ещё со времён Советского союза.

На частных автобусах перевозчики выделяют основные остановки и торговые центры, через которые следует маршрут. Это также важно, как и расписание!

Мы ведь делаем пересадку по принципу Московского метро… У метро есть схема, где каждая линия имеет свой цвет. В Иваново 11 троллейбусных маршрутов соответственно 11 цветов. Тем же цветом, что и на схеме я маркирую квадратик с номером маршрута на табличках с расписанием. Точно также нужно маркировать и трафареты. Пример я прикреплю ниже на картинках.

 

Также пожелание от пассажиров — разместить герб города Иваново на троллейбусах. Как это сделано в других городах (внешняя левая сторона кабины водителя).

С уважением: Батурин Владимир Владимирович.   07.05.2018.


 

P/S:  Данная статья была написана исходя из существующих реалий и той информации, которая нам стала известна из открытых источников. СПРОСИТЕ, КАК РАЦИОНАЛЬНЕЕ СДЕЛАТЬ? И Я ОТВЕЧУ: 

Нужен компромисс между выгодой для Ивановского троллейбуса и удобством для граждан. Всё очень просто.

1) Обычная поездка без пересадок и за наличные деньги должна стоить также как и маршрутка, только для удобства расчёта округляем и делаем 20 рублей. Однако, если вы оплачиваете проезд транспортной картой, то получается дешевле.

2) Выбирая тарифную опцию ПЕРЕСАДКА  90 МИНУТ = 19 рублей.

3) Если вы пользуетесь только одним маршрутом и пересадки делаете крайне редко, то вам подойдёт опция     ПЕРЕСАДКА 60 минут за 18 рублей.

Кстати на данный момент именно 18 рублей стоит одна поездка за наличные в Ивановском троллейбусе, то есть пассажир ничего не теряет, скорее наоборот.

И ещё один важный момент, после 23 часов (речь о троллейбусах которые забирают пассажиров с ночной ласточки)  рациональнее сделать тариф 25 рублей при оплате за наличные деньги. Учитывая, что такси от ЖД до Кохмы стоит 300 рублей, то если пассажир Московского поезда у которого нет транспортной карты заплатит чуть больше, ничего страшного не случится, а за целый год троллейбусное предприятие чуть больше заработает.

print