Удобная пересадка как альтернатива

С 1 января 2019 произошли изменения в рамках транспортной карты. Так, на тарифе «ПЕРЕСАДКА» увеличили время с 30 до 45 минут (хотя общественники просили сделать 60). При этом остался заградительный барьер, благодаря которому пересадку можно сделать только на другой троллейбусный маршрут. Общественники просили убрать данное ограничение, однако этого, увы, не случилось.

Один из видов билета для безналичной оплаты проезда в троллейбусе – «Пересадка». Суть проста: кондуктор приложил карту к терминалу, с неё списалась сумма в 17 рублей, и можно в течение 45 минут совершать пересадки на троллейбус другого маршрута без дополнительной оплаты. Не получится в рамках одной оплаты в течение этих 45 минут пересесть на троллейбус, следующий по тому же маршруту. Придётся платить ещё раз. Вероятно, разработчики нового тарифного меню «позаботились» о тех, кто, приехав куда-то по делам (за покупками и т.д.), быстро управится и тут же поедет обратно, а платить будет один раз. Да, такие люди есть, но их в общей массе пассажиров очень немного. Это только те, кому повезло ехать до нужного места минут 5 – 10, ещё за 10 – 20 минут успеть управиться с делами и за 5 – 10 минут дождаться обратного троллейбуса.

Но есть и другие случаи, когда пересадка на троллейбус того же маршрута помогла бы существенно сократить время поездки или время ожидания на остановке. Сначала о времени поездки. Например, пассажиру нужно доехать от Центрального рынка до 3-ей горбольницы. Можно, конечно, сесть на 3-й троллейбус и  проехать через автовокзал и пр. Строителей. Это займёт порядка 35 минут. А можно сесть на 4-ку, поехать в обратную сторону до пл. Победы (3 – 4 минуты), перейти на другую остановку (8 – 10 минут на ожидание), снова сесть на 4-ку, но уже идущую из Отрадного и доехать до 3-ей горбольницы (ещё 8 – 10 минут). Это уже максимум 24 минуты – в полтора раза быстрее, чем окружным путём через автовокзал. А запретом пересадки на троллейбус того же маршрута пассажиров лишили возможности экономить своё время в этом случае, а значит, сократили чисто потенциальных клиентов МУП «ИПТ».

Теперь о времени ожидания. Здесь масса примеров. Берём 5-й маршрут и поездку по нему, скажем, от Соцгородка до пл. Пушкина или до ул. Мархлевского. Обеды на маршруте организованы без подмены, и в будни в межпиковое время 8 раз в день (по 2 обеда на 4-х 12-часовых графиках) троллейбусы следуют укороченный рейсом до пл. Победы. В половине этих случаев, когда один троллейбус с Меланжевого встаёт на обед, одновременно заканчивается обед у другого, и он следует от пл. Победы в Курьяново. В таком случае пассажир мог бы успеть пересесть и продолжить поездку по маршруту, если повезёт (тут всё дело в 1 – 3 минутах) , но тут ему ставят такой барьер. Вроде бы мелочь, но осадочек неприятный останется. Возможен и другой вариант, когда точно можно успеть пересесть: едет 5-ка с Меланжевого до пл. Победы на обед, а следующим графиком следует в Курьяново, но из депо с разрыва. Пересев у Пассажа или на пл. Победы, можно в таком случае через 8 минут продолжить поездку. А что предлагают пассажирам разработчики тарифного меню? Ждать полного рейса по маршруту? Около 15 – 16 ч, когда на 12-часовых графиках начинаются вторые обеды, а разрывные ещё не все выехали, в расписании запросто могут быть «дыры» в размере тройного пикового интервала (25 – 27 минут), причём это между полным рейсом и укороченным. А между двумя полными рейсами пару раз интервал достигает четырёхкратного пикового (32 – 34 минуты).

Ещё пример – 8 маршрут с рейсами на обед до диспетчерской у «Ашана». Например, около 14 – 15 часов 4 рейса подряд (с интервалом порядка 20 минут) следуют на обед. Например, от остановки «ул. Смирнова» до областной больницы можно доехать прямым рейсом в 14:00, а потом только в 16:12. С 7 маршрутом аналогичная ситуация: полные рейсы в 13:05 и 16:12. И это происходит не потому, что графики составлены плохо, а потому, что при имеющихся исходных данных (малый выпуск, отсутствие подменных бригад) их невозможно составить по-другому. Но есть возможность даже укороченной 8-кой добраться до областной больницы: с постановкой на обед одной машины в половине случаев выезжает другая, либо следом едет разрывная из депо по пр. Строителей через диспетчерскую к областной больнице. Здесь возможность пересадки на тот же маршрут без дополнительной оплаты была бы полезна. Это не пассажиру хочется покататься туда-обратно. Это жизненная необходимость.

Кроме того, имеют место случаи неверного указания маршрута в чеке, выбиваемом терминалом, и как следствие – необоснованное списание средств.

На 2 и 6 маршрутах есть подмена на обед, и подменные бригады общие, и маршрут прописывается №2 – в начале смены на весь день. Если, например, ехать из Суховки по 6 маршруту с подменной бригадой, то выдадут чек, на котором укажут маршрут 2. Если потом в течение 45 минут пересесть на троллейбус 2 маршрута, то необоснованно спишут ещё одну поездку. Проблема была обнаружена в середине октября и руководство ИПТ ничего лучше не придумало, как наградить подменного кондуктора двумя терминалами. Мне уже по этому поводу высказали слова «благодарности» ибо именно благодаря мне им приходится таскать не один терминал, а два. И виновным оказался не тот, кто придумал «аттракционы невиданной щедрости» (я о первом заместителе руководителя МУП ИПТ). Таким образом пассажир у которого с карты списали лишний раз поездку оказался крайним.

Менять маршрут при каждой следующей подмене крайне неудобно, а часто невозможно: часто у кондуктора есть время только на то, чтобы выйти из одного троллейбуса и сесть в другой. Один из вариантов: для терминала подменных бригад указывать какое-то особое значение в ячейке номера маршрута: например, 2/6 (подмена) или что-то подобное. Или вовсе отменить этот заградительный барьер.

Когда карта только появилась, я дозвонился до разработчиков программного обеспечения (22 мая 2018) и они поведали, что могут сделать разные настройки электронного проездного. Так, что никакие отговорки руководства МУП ИПТ я не принимаю!

Уровень сервиса транспортной карты должен привлекать пассажиров, а не отталкивать!

Также в ряде случаев бывает указан неверный номер маршрута. Такое было со мной 31 декабря, когда я сел в троллейбус №6 и оплатил проезд транспортной картой, а в чеке был указан маршрут №7. Мне как пассажиру не так важно, какой номер маршрута указан в чеке, — мне важно, чтобы не списывали две поездки вместо одной!

К сожалению, у нынешнего руководства ИПТ нет понимания по данному вопросу, и мы встречаем сильное сопротивление и НЕЖЕЛАНИЕ сделать карту удобнее для пассажира. В таком случае даже не заикайтесь, что у нас кругом дублирование: ВЫ НЕ ДАЁТЕ ЛЮДЯМ ДОСТУПНУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ!

Текст: Батурин Владимир

print