В нашем городе идёт полная ликвидация трамвайного полотна! Тревожный сигнал прозвучал в конце 2005 года, когда начался демонтаж разворотного кольца маршрута № 3.
В июле 2006 года маршрут №3 бригадой подрядчиков был полностью демонтирован!
Полный маршрут пролегал от парка культуры им. Степанова до Меланжевого комбината. Затем маршрут сильно сократили. Трамвай начал следовать от пл. Генкиной (старый ж/д вокзал) — парк культуры им. Степанова. С интервалом 30 минут и 2-х часовым перерывом! Люди предпочли его другим видам транспорта, что естественно сделало его нерентабельным! Можно по-разному комментировать данный факт, но в условиях интенсивной урбанизации, увеличения количества транспортных средств – автомобилей, пропускная способность дорог становится низкой, Власти, таким образом, нашли выход для расширения дорог. Пожертвовав одним, они добились сиюминутной разгрузки улиц и особенно центра города! Хотя с другой стороны трамвай — это история города! Сейчас, к сожалению, трамвай не пользуется былой популярностью. «Демонтаж» и «ликвидация» — первые слова, которые приходится слышать при упоминании о нём.
Мало кто вспомнит, что ивановский трамвай в 2004 году отметил 70-и летний юбилей.
Первое предложение по строительству трамвая в Иваново — Вознесенске поступило в городскую управу в 1875 году, затем несколько заявок поступило в 90-е года 19 века.
Свои предложения вносило Акционерное общество Кишиневского, Николаевского трамваев и другие. Но предприимчивые трамвайные концессионеры так и не смогли получить заказ на его строительство в нашем городе. В городской управе считали, видимо так: у состоятельных людей имеются свои экипажи, а простой люд может обойтись и без него. Вопрос был повторно поднят на повестке дня уже в 20-е годы следующего века. В августе 1911 года крестьянин Шуйского уезда села Преображенское Мефодий Журавлёв подал прошение на концессию по строительству линий трамвая в Иваново-Вознесенске.
По его проекту трамвайные маршруты должны были пролечь: от городской управы через Туляков (ныне Театральный) мост по улицам Георгиевской и Александровской (ныне проспект Ленина), 2-й Троицкой (Карла Маркса) до железнодорожной станции Иваново; от городской управы через Приказный мост (ныне не существует) по улицам Петровской и Соковской (проспект Энгельса) до Соковского моста; от городской управы по улицам Георгиевской, Павловской (Почтовая), Ново-Дмитриевской (Кузнецова), Дмитриевской через Дмитриевский мост до Александровской улицы; от Александровской улицы по Сретенской (Дзержинского) до границы города; от 2-й Троицкой до 1-го городского кладбища; от Соковской улицы по Воскресенской (Арсения) до фабрики Никона Гарелина и Покровской мануфактуры; от Воскресенской улицы по улицам Негорелой (Советская), Краснопрудной (Бубнова), Боголюбовской (Постышева), Пономаревской (Богдана Хмельницкого), 1-й Ильинской (Багаева) до Павловской улицы. Трамвай Мефодию Журавлёву построить не удалось. В стране назревал революционный кризис.
В 1926 году Иваново-Вознесенский горсовет предложил известному в то время знатоку трамвайного строительства инженеру В. Радуичу провести необходимые исследовательские работы. В мае 1926 г. Радуич поставил в известность руководство горсовета о своем согласии и просил привлечь к проектированию и строительству трамвайного движения других специалистов, имевших опыт подобных работ в городах Воронеже и Баку.
Его всем городом строили на многочисленных субботниках, теперь он долго не проедет по Ивановским улицам! Каждый день, начиная с далёкого 1934 года ивановский трамвай выходил на улицы и работал на благо горожан.
В данный момент из уст властей и многих жителей можно услышать антитрамвайную пропаганду: «Создает шум, грязь, разбитые дороги, постоянный грохот на улицах, трамвай мешает автомобилям, разрушает и без того ветхое жилье, давит пешеходов, портит облик города, создаёт многокилометровые автомобильные пробки, вредит экологии и т. д. и т.п.» Как выход из сложившегося положения власти, да и многие горожане видят только один — ликвидировать трамвай полностью.
На сохранение и модернизацию трамвая, на ремонт трамвайного полотна есть один простой и лаконичный ответ — нет денег.
И с 1-го июня движение трамваев было официально завершено. Кто прав, а кто нет- рассудит время!
Что же думают об этой проблеме сами горожане, я и поинтересовался у некоторых из них:
Мария Алексеевна(пенсионерка): — Как вы считаете, нужен ли трамвай городу? — Да, я считаю, что нужен! Вот только, если бы новые трамваи закупили, было бы ещё лучше! — Как часто вы им пользуетесь? — Я живу в р-не Рабочего посёлка, поэтому часто им пользовалась! Но когда приходилось выбираться в центр, я, конечно же, отдавала предпочтение трамваю экологически чистому, просторному, обозрительному транспорту. В нём всегда отдыхаешь.
Владимир Николаевич (пенсионер МО): — А может, есть необходимость сохранить трамвай? — Трамвай необходимо оставить, потому что он намного надёжнее в эксплуатации и, реже является участником ДТП! — Часто ли вы пользовались трамваем и считаете ли вы его удобным видом транспорта? — Не часто, но меня в нём всё устраивало!
Может быть, когда-нибудь, кто-то захочет восстановить его. Найдут и средства. Только довольно большие. Будет ли в этом резон? Ответ даст только время!
текст: Антон Чагин (с) 2008 г.